Острова нашей надежды
-
Ты еще не смотрел «Остров»? - спросила меня как-то одна знакомая.
- Нет еще, - ответил я, - не было времени.
- Очень жаль, обязательно сходи, получишь массу удовольствия.
- А народа много было в кинотеатре?
- Да нет, вместе со мной - человека четыре, - грустно констатировала
она…
Вот такой диалог у нас произошел некоторое время назад по поводу
нашумевшего в России и Украине нового фильма Павла Лунгина «Остров».
Устроить себе культпоход в кинотеатр у меня так и не получилось. Зато
как только фильм появился на DVD, я тут же взялся оценить это
кинопроизведение в уютной домашней обстановке.
А посмотреть было на что…
1942 год. Великая Отечественная война. В далеком северном море
советская баржа, груженная углем, попадает в плен к фашистскому
сторожевому кораблю. Экипаж русского судна враги без долгих раздумий
приговаривают к расстрелу. И только предательство юного матроса
Анатолия, из-за страха перед смертью застрелившего своего капитана,
спасает ему жизнь.
Проходят годы. Бывший моряк, подобранный монахами одного
православного монастыря, стал аскетом и праведником. Слава старца
Анатолия, исцеляющего немощи, изгоняющего бесов, провидящего будущее,
ширится по просторам Советского Союза.
Подвижник живет бедной и отрешенной жизнью отшельника, пытаясь
вымолить у Бога прощение за содеянное в молодости преступление. Тяжесть
греха давит старца, лишает покоя, но у Всевышнего, богатого на всякую
милость, всегда есть утешение для страждущей души. Ведь не зря говорят:
пути Господни неисповедимы, а потому любое зло Он может обратить во
благо…
Воистину фильм потрясает своей святой простотой. Суровая природа
Соловков, пронизанная ясным светом северного солнца, словно подтверждает
библейскую истину, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. В картине
просто нет места злобе, насилию и фальши. Все, что есть плохого в
человеке, будь он настоятель монастыря или высокий партийный работник -
не может спокойно существовать в присутствии Всемогущего Бога, Которого
являет людям Его верный раб Анатолий.
А потому жизни людей меняются, когда они соприкасаются со святостью,
которую несет миру праведник из северного захолустья. И не важно, что
избранный сосуд Божий выглядит более чем неприметно: брат Анатолий не
моется, спит там же, где и работает - на угольной куче в кочегарке, к
тому же частенько проказничает, юродствуя среди братии. Принципиально
отвергает просьбу настоятеля монастыря поселиться у него в уютной келье.
С посетителями же бывает груб и необходителен. Но все это он совершает
лишь с одной целью: чтобы не привязывать людей к себе, грешному, а всю
славу воздать Богу, направляя взгляды нуждающихся к небесам, куда и сам
с надеждою стремится.
Внимательно наблюдая за неторопливыми буднями героев «Острова», так и
хочется воскликнуть в духе Станиславского: «Верю!» Верю в эту
двухчасовую историю жизни и смерти, торжества Евангелия над страстями
греховной человеческой природы. Верю, что в наш XXI век еще не все
потеряно для зачерствелого общества потребителей, заковавшего совесть в
кандалы и запершего ее в самые глубокие подвалы сознания.
Ведь еще Тертуллиан сказал, что душа человека по своей сути -
христианка. И наша задача - освободить ее от оков эгоизма, выпустить на
свободу, которую только в Боге и можно по-настоящему обрести. Это
реально, даже, несмотря на бешеную суету, в которой мы живем и вечную
погоню за мнимыми благами. Главное - вовремя притормозить и понять, чего
от нас хочет Господь. «Остановитесь и познайте, что Я Бог: буду
превознесен в народах, превознесен на земле» (Пс. 45:11).
P.S. Кстати, исполнитель главной роли Петр Мамонов на вопрос о
конфессиональной направленности фильма отреагировал очень остро: «Нет
такого понятия - православное кино. Есть кино и некино», - утверждает
он, подразумевая, что кинематограф по идее должен нести зрителю
положительный заряд эмоций и правдивого нравоучения. Именно этот
общечеловеческий и божественный аспект получилось воплотить на экране
творческой группе создателей «Острова».
---
«Остров», Россия, 2006 г., реж. - Павел Лунгин; сценарий - Дмитрий
Соболев. В ролях: П. Мамонов, В. Сухоруков, Д. Дюжев